Модуль 1.
Занятие 1: Введение в робототехнику и LEGO MINDSTORMS EV3
Знакомство с набором. Основные компоненты: блок EV3, моторы, датчики.
Задание: Собрать базового робота и запрограммировать его на выполнение простого движения.
Занятие 2: Основы программирования EV3
Введение в графическое программирование EV3. Основные блоки программирования: движение, повороты, остановка.
Задание: Запрограммировать робота на выполнение маршрута по прямой линии.
Занятие 3: Работа с датчиками
Датчики касания, ультразвука, цвета и гироскопа. Примеры использования датчиков в программах.
Задание: Запрограммировать робота на остановку при обнаружении препятствия.
Занятие 4: Создание и программирование манипулятора
Конструкция манипулятора с использованием моторов и датчиков. Программирование манипулятора для выполнения простых задач.
Задание: Собрать и запрограммировать манипулятор для захвата и перемещения объектов.
Занятие 5: Соревнования по линии
Построение и программирование роботов для следования по линии. Использование датчика цвета для отслеживания линии
Задание: Запрограммировать робота для участия в соревнованиях по следованию линии.
Занятие 6: Соревнование "Кегельринг"
Правила и цели соревнования "Кегельринг". Конструирование роботов для участия в соревновании. Программирование роботов для выполнения задач соревнования.
Задание: Запрограммировать робота для участия в соревновании "Кегельринг", где робот должен вытолкнуть кегли из круга.
Занятие 7: Создание автономного робота
Принципы автономного управления. Программирование робота для выполнения автономных задач
Задание: Запрограммировать робота для выполнения автономной миссии.
Занятие 8: Творческий проект 1: Робот-художник
Создание робота, который может рисовать или писать. Программирование робота для выполнения художественных задач.
Задание: Собрать и запрограммировать робота для рисования простых фигур.
Занятие 9: Творческий проект 2: Робот-музыкант
Создание робота, который может играть на музыкальном инструменте. Программирование робота для выполнения музыкальных задач.
Задание: Собрать и запрограммировать робота для игры на простом музыкальном инструменте.
Занятие 10: Итоговый проект: Роботриатлон
Разработка и сборка роботов для участия в соревнованиях "Роботриатлон". Презентация проектов и соревнования.
Задание: Подготовить робота для участия в трех этапах соревнований:
1. Гонка по линии
2. Преодоление препятствий
3. Захват и перемещение объектов
Модуль 2
Занятие 1- 3
Проект «Робот-метатель». В рамках этого проекта будет создан робот, способный метать шарики. Для его реализации потребуется 2–3 занятия.
Занятие 4 - 6
Проект «Робот-писатель». Данный проект предполагает создание робота, который может измерять пульс человека и отображать его в виде линии на определённом уровне. Для реализации этого проекта также потребуется 2–3 занятия.
Занятие 7 - 10
Проект «Стартап». На последних четырёх занятиях учащиеся смогут разработать свой собственный проект. На первом занятии им будет представлен обзор стартапов, которые оказали значительное влияние на жизнь людей. Учащиеся узнают, как эти стартапы были разработаны и реализованы. Затем им будут предложены идеи для создания собственных проектов с использованием роботов.
На финальном занятии им будет дано задание подготовить презентацию и выступить с ней перед «инвесторами» (в роли которых выступят другие учащиеся и жюри), чтобы убедить их в перспективности своих проектов. Лучшие будет награждены приятными подарками.
Если у учащихся останется дополнительное время, они смогут принять участие в различных челленджах, связанных с мостом и кеглями. Это позволит им применить полученные знания и навыки в практических задачах.
Кто преподает
Антон Самойлов
СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Факультет: информационно-измерительных и биотехнических систем Направление: Приборостроение «Информационно-измерительная техника и технологии» Бакалавриат, год выпуска 2025
В настоящий момент Университет ИТМО Институт ВИТШ (Высшая инженерно-техническая школа) Направление: Техническая физика «Световодная фотоника и программируемая электроника» - магистр
Как проходит занятие?
Каждый урок посвящён изучению работы того или иного элемента набора и его свойств (датчика, двигателя, контроллера). Подавляющую часть занятия дети собирают робота по инструкции, который будет выполнять изучаемые функции. По окончанию сборки робота ученики с помощью программы визуального программирования создают код , который загружается в контроллер собранного робота и выполняет заданные функции.
Какие навыки приобретут дети?
Курс робототехники сочетает в себе совокупность общеинженерных дисциплин связанных с механикой, автоматикой и программированием. В ходе курса дети знакомятся с типовыми деталями, механизмами, датчикам, учатся работать со сборочными чертежами, с контроллерами и программировать алгоритмы устройств.